МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ

КОНКРЕТНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 

 

1. Общие положения

 

Пример презентации (в масштабе)

 

Практическая работа должна быть выполнена студентами в рамках курса «Социология физическая культура и спорт».

Студенты, не выполнившие практическую работу не допускаются к зачету.

Тема, метод (методы) исследования определяются по согласованию с преподавателем.

Выполнение конкретного социологического исследования  осуществляется персонально.

Результаты исследования выносятся на обсуждение на семинарском занятии в форме устного доклада, сопровожденного презентацией.

 

Объем  и форма презентации зависит от темы исследования, применяемого метода (методов), количества респондентов (от 20 до 40 человек).

 

Критерии оценки доклада:

Ø                     Актуальность проблемы.

Ø                     Обоснованность выводов и рекомендаций.

Ø                     Использование современных программ обработки информации.

Ø                     Обоснованное использование двух и более методов сбора информации

Ø                     Использование современных методов проведения презентации.

Ø                     Полнота, глубина, оригинальность ответов на вопросы.

Ø                     Значимость полученных результатов.

Наиболее высокую оценку получают исследования, выполненные в рамках научно-исследовательской работы в отрасли физическая культура и спорт.

 

 

 


 

2. Требования к докладу

Отчет о выполненной практической работе должен включать три части:

·        программу исследования,

·        анализ результатов исследования,

·        приложение.

Программа исследования

(Приведенные элементы программы являются наиболее общими и меняются в зависимости от специфики используемого метода)

Программа исследования состоит из методологического, методического разделов, рабочего плана исследования.

Методологический раздел:

§        Актуальность проблемы

§        Гипотезы исследования

§        Цель и задачи исследования

§        Объект и предмет исследования

Методический раздел

§        Обоснование и описание инструментария (методов) исследования

§        Характеристика объекта исследования

§        Логическая схема обработки информации

 

Анализ результатов исследования

Включает результаты, полученные в ходе обработки первичной социологической информации (диаграммы, таблицы, графики и т.д.) и их анализ.

Анализ должен завершаться соответствующим резюме (выводы, рекомендации, предложения, направления дальнейшего исследования проблемы и т.д.).

Приложение

Должно включать рабочие материалы исследования (анкеты, бланки, протоколы, промежуточные расчеты, статистическую информацию).

 

3. Краткая характеристика

методов социологического исследования

 

Все методы сбора информации в социологических исследованиях можно разделить на две большие группы: количественные и качественные.

Количественные исследования предназначены для изучения объективных, количественно измеряемых характеристик поведения людей. Количественные исследования являются преимущественно описательными.

Качественные исследования предназначено для получения с помощью специальной техники так называемой глубинной информации. Качественное исследование можно назвать интерпретационным. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения, установках людей, то есть получить ответ на вопрос: «Почему?». «Качественное исследование – это процесс открытия, тогда как количественное – это процесс доказательства и подтверждения».

Необходимо помнить, что количественные и качественные методы имеют свои специфические исследовательские цели, предназначения, предпочтительные объекты изучения.

Количественные и качественные исследования нельзя противопоставлять, так как они взаимосвязаны и дополняют друг друга. Только при таком подходе к их применению возможно получение достоверной информации. Результаты качественных исследований могут быть переведены в количественную форму с помощью, например, такого количественного метода, как контент-анализ. При проведении количественных исследований часто используются качественные технологии получения информации (ассоциации, незаконченные предложения, вопросы-ловушки и т.д.).

4. Методика проведения опросовв

Опросы – наиболее распространенный способ получения информации о мнениях, склонностях и мотивах деятельности людей.

Среди методов сбора социологической информации опросы занимают доминирующее положение – они используются наиболее часто. В то же время это не означает, что опрос является универсальным методом получения социологических данных. Он имеет свои границы применения, которые задаются рамками исследования.

Источником информации при проведении опроса является респондент, т.е. человек, чье мнение выясняется в ходе проведения опроса.  

Существует две основных разновидности опросных методов – анкетный опрос и интервьюирование.

Анкетный опрос предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо самостоятельно (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

Интервью - беседа, предполагающая прямой контакт исследователя с респондентом, записываемая либо самим интервьюером, либо с помощью аудиотехники. Наиболее распространенным является формализованное (стандартизованное) интервью, которое проводится в соответствии с вопросами, включенными в бланк интервью.

Одним из важнейших преимуществ опросов является то, что они позволяют в достаточно сжатые сроки выяснять мнение больших совокупностей людей и получать разнообразную информацию. При этом опросы охватывают чрезвычайно широкий спектр вопросов, касающихся жизни современного общества, более того, создается впечатление, что нет таких проблем, по которым исследователь-социолог не мог бы получить информацию посредством опроса представителей различных социальных групп и слоев.

В то же время, проводя опросы, необходимо помнить, что информация, полученная от респондентов, всегда является лишь отражением объективной реальности в субъективных оценках людей, а степень ее «преломления» в общественном мнении будет во многом зависеть от профессионализма и добросовестности исследователя. Достоверность результатов опроса в значительной степени определяется следующими факторами:

-         содержанием анкеты или бланка интервью, т.е. перечнем вопросов, с помощью которых изучается предмет исследования;

-         качеством работы анкетера или интервьюера;

-         условиями проведения опроса, которые должны быть максимально благоприятными для респондента.

В силу того, что значительная доля практических работ студентов по проведению социологического исследования выполняется посредством использования опроса, на примере данного метода наиболее подробно рассматривается процедура подготовки и проведения социологического исследования. Описание процедуры является общим для всех методов сбора социологической информации, описанных в следующих разделах методических указаний.   

Формулировка проблемы, объекта и предмета исследования

Подготовка исследования начинается с формулировки проблемы. Проблема – это некая противоречивая ситуация, возникающая в жизни общества и затрагивающая интересы многих людей. Для исследователя социальная проблема выступает как своего рода «знание о незнании» – противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием о путях и способах реализации этих потребностей.

При формулировке проблемы исследования нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили отражение как проблемная ситуация, так и порождающее ее реальное противоречие.

Следует избегать выдвижения проблем широкого плана, особенно для небольшого по объему исследования. Если не удается придать проблеме сразу четкий и ясный характер, то ее формулировка может быть уточнена по мере разработки других разделов программы.

Социальная проблема всегда предполагает своего носителя – определенную общность людей, с которой она связана. Носитель изучаемой социальной проблемы является объектом социологического исследования.

Выделению объекта сопутствует определение предмета исследования. Он включает в себя отдельные стороны и свойства объекта, которые в наибольшей степени отражают исследуемую проблему и подлежат изучению.

Как правило, предмет исследования содержит в себе центральный вопрос проблемы и отражает взаимосвязь социальной проблемы и объекта исследования.      

Определение цели и задач исследования

Цель исследования ориентирует на его конечный результат, а задачи исследования формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации цели. Можно сказать, что задачи конкретизируют способы достижения цели.

В зависимости от цели выделяют два типа исследований:

-         теоретико-прикладные исследования, цель которых состоит в разработке новых подходов к решению социальных проблем;

-         прикладные исследования, направленные на практическое решение  конкретных социальных проблем.

Исследовательские работы, выполняемые студентами, носят ярко выраженный прикладной характер, что предопределяет их цель – разработка конкретных рекомендаций для решения изучаемой проблемы.  

Определение цели исследования позволяет выдвинуть задачи исследования, которые могут быть основными и частными. Основные и частные задачи логически связаны, частные задачи вытекают из основных. Например, к числу основных задач прикладного исследования относятся: изучение и анализ имеющейся литературы по проблеме; сбор фактических данных; анализ полученных данных и разработка вариантов решения проблемы. Частные задачи определяют, какими способами будут решаться основные задачи исследования.

Формулировка гипотез исследования

Гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений и процессов, которые необходимо подтвердить либо опровергнуть.

Как правило, любое социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы. С этой точки зрения гипотеза является главным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования, поскольку именно она подчиняет его определенной внутренней логике.

Гипотеза должна формулироваться предельно четко и ясно, в ней не должно содержаться неясных понятий и терминов. Проверка ее не должна вызывать трудностей методического и организационного характера в рамках данного исследования.

Формирование инструментария исследования

Инструментарием исследования для опроса является анкета (в случае проведения анкетирования) или бланк интервью (при проведении формализованного интервью). И то и другое содержит в себе определенный набор вопросов, содержание и логика которых соответствуют исследовательскому интересу. Основные принципы формирования инструментария для анкетирования и интервью совпадают. Что же касается специфики данных видов инструментария, то о них речь пойдет позже.

Вопросы анкеты по содержанию подразделяются на открытые, когда респонденты отвечают на вопрос в свободной форме, закрытые, в которых все варианты ответов заранее предусмотрены, и полузакрытые, в которых сочетаются обе возможности.

Открытые вопросы позволяют выявить доминанту мнений: люди говорят о том, что волнует их больше всего, что доминирует в их сознании. Но обработка полученных таким образом ответов – процедура сложная и трудоемкая, при этом не исключается возможность субъективности при интерпретации результатов.

Закрытые вопросы позволяют более строго интерпретировать ответ. Появляется возможность не только выяснить содержание суждений, но и измерить интенсивность оценок.

Постановка закрытых вопросов предполагает соблюдение следующих основных требований:

Главное – максимально полно предусмотреть возможные варианты ответов. Для этого можно использовать полузакрытый вопрос, при котором оставляется достаточно места для собственного варианта респондента.

Формулируя варианты ответов, следует помнить три важных правила:

-                   отвечая на вопрос, человек выбирает первые позиции чаще, чем последующие, поэтому первыми должны идти наименее вероятные варианты ответов;

-                   чем длиннее «подсказка», тем меньше вероятность ее выбора, т.к. для усвоения ее смысла требуется больше времени, поэтому подсказки должны быть примерно равной длины;

-                   чем более абстрактный характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, потому что люди мыслят конкретно, поэтому все варианты ответов должны быть выдержаны на одном уровне конкретности.

Ни в коем случае нельзя комбинировать несколько идей в одном варианте ответа, например, "работа интересная и хорошо оплачивается". Каждый признак должен быть представлен отдельным вариантом ответа.

Все возможные варианты ответов на один вопрос должны быть отпечатаны на одной странице.

Нельзя печатать всю серию положительных подсказок подряд, и следом за нею – серию отрицательных, или наоборот. В этом случае мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Если список предложенных вариантов слишком большой, то опрашиваемые устают его читать и с последними группами суждений работают менее внимательно, чем с первыми, или же начинает действовать сила инерции в ответах. Чтобы уберечься от искажений такого рода, нужно перемежать однотипные вопросы и подсказки другими, контрастными по содержанию.

Ограничения числа выбора подсказок могут быть жесткими или нежесткими, в любом случае они должны быть мотивированы.

Важную роль выполняет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа на закрытый вопрос, например, «затрудняюсь ответить». Этот вариант предоставляет респонденту достаточную свободу, что побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом. Замечено, что отсутствие такой формулы там, где она предполагается содержанием вопроса, повышает процент вообще уклоняющихся от участия в опросе.

Отличительные черты опроса методом

 стандартизованного интервью

Специфика данного методов опроса проявляется как на этапе формирования инструментария исследования, так и в процессе сбора информации.

Анкета заполняется самим респондентом, а бланк интервью заполняет интервьюер на основе ответов респондента. Поэтому бланк интервью должен, наряду с вопросами, включать подробные инструкции интервьюеру (в некоторых случаях разрабатывается отдельная инструкция для интервьюера). Так, вводная беседа с респондентом, переходы от одного раздела интервью к другому должны быть дословно описаны в бланке интервью и точно воспроизводиться интервьюером.

В стандартизированном интервью как правило преобладают закрытые вопросы. В тех случаях, когда количество вариантов ответа на вопрос достаточно большое, все варианты заносятся на отдельную карточку, которую интервьюер дает прочитать респонденту и заносит его ответы в бланк интервью.

Формулировки вопросов бланка интервью должны быть рассчитаны не на чтение, а на беседу. Метод интервью требует гораздо больше времени, чем анкетирование. Вместе с тем данные, полученные методом интервью, более надежны за счет уменьшения числа не ответивших на определенные вопросы и количества ошибок при заполнении анкет.     

 Формирование выборочной совокупности социологического

исследования

Как уже говорилось ранее, каждое исследование имеет свой объект – совокупность людей, являющихся носителями изучаемой социальной проблемы. Объект исследования, составляющий его генеральную совокупность, может быть весьма значительным по численности и составлять десятки и сотни тысяч людей. В этом случае возникает необходимость формирования выборочной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) – это часть элементов генеральной совокупности, отобранных в соответствии с  заданной процедурой, которая должна представлять собой микромодель генеральной совокупности.

Тип и способы выборки прямо зависят от вида исследования и его целей. Так, для пилотажных и разведывательных исследований, целью которых могут быть проверка рабочих гипотез или доработка инструментария, состав и объем выборки заранее не фиксируется, а устанавливается опытным путем по мере развития исследования.

В исследованиях же описательного и аналитического плана, цель которых – дать всестороннюю характеристику предмета исследования и наметить пути решения социальной проблемы – выборка должна быть строго репрезентативной.

Репрезентативность выборки означает, что по выделенным параметрам состав выборочной совокупности должен соответствовать пропорциям генеральной совокупности. Однако полную репрезентативность выборки по всем параметрам обеспечить невозможно, поэтому следует решить, какие параметры наиболее существенны для целей исследования. В социологических исследованиях такими параметрами чаще всего являются половозрастной, социально-профессиональный, имущественный состав обследуемых и их пространственное размещение.

Если мы хотим получить статистически достоверные характеристики условий и образа жизни каких-то определенных групп населения (например, студентов, или пенсионеров), вместо репрезентативной выборки необходима целевая, в которой численность интересующей нас группы будет достаточной для основательного анализа.

Численность (объем) выборки зависит от степени однородности изучаемых объектов, величины допустимой ошибки (доверительного интервала) и величины генеральной совокупности.

В практической работе необходимо указать, каким способом формировалась выборочная совокупность и обеспечивалась ее репрезентативность.

Обработка и анализ полученной информации

В первую очередь анкеты (бланки интервью) подготавливаются к обработке. Из массива анкет для обработки исключаются те, в которых обнаруживается хотя бы один из перечисленных недостатков:

-         в анкете не заполнена паспортичка;

-         отсутствуют ответы на ключевые вопросы;

-         встречаются ошибки заполнения, которые невозможно исправить.

Статистическая обработка данных опроса проводится, как правило, на компьютере. Если же анкета невелика, а массив анкет небольшой, то обработку можно проводить  вручную. Особое внимание уделяется обработке полузакрытых и открытых вопросов (они проходят ручную обработку).

Для анализа данных применяется графическое изображение результатов статистической обработки (построение графиков, диаграмм). Во многих случаях это значительно облегчает анализ информации, делает результаты опроса более наглядными. 
Hosted by uCoz